А. М. Горький в Кисловодске

«Говорили, — сообщала «Петербургская газета» о Горьком, — будто он собирается совершить прогулку в Замок коварства и любви (верстах в 5-6 от Кисловодска). И к вечеру в ущелье реки Аликоновки в «Замке» собралась масса народа посмотреть Горького. Троек было 20 и верховых лошадей около 50. Кто мог искать встречи с прославленным литератором? Обывателям любопытно было поглядеть на «писателя из босяков», как тогда даже пресса именовала Горького, но, конечно, среди ожидавших преобладала демократическая публи­ка, особенно студенты, пришедшие приветствовать «буревестника» грядущей революции.

Ресторан «Замка», раскинутый на живописных горах, работал в ожидании Горького, но он так и не приехал».

Горький приехал в Кисловодск 17 июля. М. Горький со спутниками перебирается из Ессентуков в Кисловодск с единственным намерением увидеть курорт, о которомф так много наслышан От станции, возле которой уже было выстроено здание Курзала, он прошел по спуску с увитыми зеленью трельяжами, ведущему, как и ныне, к нарзанной галерее, тополевой аллее и гостиницам. Осматривая достопримечательности парка, конечно, посетил разрушенную теперь Ресторацию лермонтовских времен, глядел на Стеклянную струю, поднимался на Красные и Серые камни, с Крестовой горы любовался живописной панорамой Кисловодской слободы (только в конце года она была объявлена городом). Побывал, конечно в Курзале с его большим театром и знаменитой «хрустальной» раковиной.

В Замок писатель не поехал. В этот вечер он отправился на Бермамыт, откуда Эльбрус на рас­свете, светлея с вершин, кажется летящим из тьмы пря­мо на зрителя. Не такие ли пейзажи кавказского утра в горах породили в рассказах Горького образы «летя­щей земли», «крылатых гор», образы яркие и неожи­данные, ибо горы привычно ощущаются недвижными глыбами.

Ветер на Бермамыте пронизывал до костей, Алек­сей Максимович сильно промерз. Станиславский писал А. П. Чехову из Ессентуков о том, что Горький и его спутники «оживили наше скучное существование, но они так же неожиданно скрылись, как и появились. Алексей Максимович… простудился на Бермамуте. Горький был легко одет, и хотя на Бермамыте уже действовал открытый для туристов «барак для спасения от дующих тут ветров», он сильно продрог  и простудился. И, несмотря на простуду, взял нарзановую ванну. Болезнь усилилась от купания в бассейне с холодный нарзаном в Нарзанной галерее. Пришлось торопиться с отъездом. В дороге удалось избежать осложнений. В Москву М. Горький прибыл в нормальном состоянии.

Писательская память такова, что в нужный момент воскрешает впечатления. В рассказе «Женщина», созданном в 1912 году, открывается почти космическая панорама горного пейзажа, замечательного, имеющее истоком воспоминания прошлого – увиденное на Бермамыте зрелище. «Порою между массами туч ослепительно сверкает седло Эльбруса и хрустальные зубья других гор – они вцепились в облака и пытаются удержать их».

[ngg_images source=»galleries» container_ids=»70″ exclusions=»750,751,752,753,754″ display_type=»photocrati-nextgen_basic_thumbnails» override_thumbnail_settings=»0″ thumbnail_width=»240″ thumbnail_height=»160″ thumbnail_crop=»1″ images_per_page=»20″ number_of_columns=»0″ ajax_pagination=»0″ show_all_in_lightbox=»0″ use_imagebrowser_effect=»0″ show_slideshow_link=»1″ slideshow_link_text=»[Показать слайдшоу]» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.