Антон Павлович Чехов в Кисловодске

Одна из ярчайших звезд отечественной литературы А. П. Чехов имеет отношение к Кисловодску. Антон Павлович любил путешествовать. Они расширяли круг его тем, приносили новые сюжеты. Он очень увлекался Лермонтовым, хорошо знал его произведения. Считая прозу Лермонтова образцовой, он душой тянулся в эти места, связанные с именем любимого поэта. В послании к писателю Д. В. Григоровичу Чехов воскликнул: «Если бы я жил на Кавказе, то писал бы сказки. Удивительная страна!».

В поездку на Кавказ Чехов собирался летом 1889 года. Доктору Е. М. Линтваревой указывает и срок намеченной поездки: «В июне или июле я поеду в Кисловодск, где открою лавочку и буду лечить дам и девиц. Чувствую медицинский зуд. Опротивела литература».

В это время (с 1886 года) на кисловодском курорте в летнее время работает доктор Н.Н. Оболонский, с ним хорошо знаком Антон Павлович по учебе на медицинском факультете Московского университета. В одном из писем Чехов спрашивает Оболонского: «Как вы живете? Существует ли «клуб благополучных идиотов?» Много ли в Кисловодске хорошеньких женщин? Есть ли театр? Вообще, как проводите лето? Напишите мне. Я приеду в Кисловодск, но не раньше августа…». Приехать на Воды в том году не удалось: умер его брат – художник.

«На землю Лермонтова» Чехов приехал уже на исходе лета в 1896 году. И переписка, и заметки в его записной книжке рассказывают нам о недолгих днях пребывания на Водах. «23 августа выехал из Таганрога, Ростов, Нахичевань, в Кисловодск прибыл 24 августа». Остановился он в гостинице наследников Зипалова, против галереи «Нарзан», гостиница считалась одной из лучших. Чехов принял нарзанные ванны в здании галереи и одну ванну в только что выстроенным рядом с галереей деревянном здании Скальковского. Проникнувшись медицинскими идеями курортного лечения нарзаном, Чехов, как врач, заинтересовался этой темой и даже планировал ею заняться. Незадолго до приезда Антона Павловича в Кисловодск (1894 год) было закончено сооружение нового каптажного колодца, который в настоящее время находится в галерее под стеклянным колпаком. Нарзан! Он поразил Чехова. В письме к двоюродному брату совершенно по – чеховски заметил: «Нарзан – это удивительная штука!».

В короткие дни пребывания Чехова в Кисловодске состоялись похороны генерала И.И. Сафонова. При печальных обстоятельствах Чехов знакомится с сыном генерала Василием Ильичем Сафоновым, известным музыкантом. Вероятно, вместе с ним «два раза в день ходил на музыку». В то время оркестр Терского казачьего войска играл днем в нижнем парке, а вечером симфонический оркестр звучал в раковине (так называлась летняя эстрада) возле Курзала, открытие которого состоялось в том сезоне.
 Архивные записи позволяют представлять Чехова в курортной читальне. Здесь писатель заводил беседы со смотрительницами, перечитал «Княжну Мери» М. Ю. Лермонтова, его стихи. Сотрудницам читальни дал свой адрес на случай, если понадобится помощь.

В кисловодском парке, вероятно, произошла встреча с А.Н. Веселковским, историком литературы. Можем предположить, что состоялся разговор о Лермонтове, на то указывает пометка в записной книжке Антона Павловича. Вместе с председателем акционерного общества Владикавказской железной дороги бароном Штейнгелем побывал Антон Павлович на охоте в окрестностях Кисловодска. Ночевали на Бермамыте, впечатления были потрясающими: близость Эльбруса, снежные вершины, выстроившиеся горным хребтом, пронизывающий ветер… На книге Чехова «Повести и рассказы», подаренной Н. Оболонскому, есть шутливая запись: «…на память о турах и кабанах, убитых нами на Бермамуте в ночь под 29 августа…». В рабочей книжке, спустя годы, — короткая запись: «Бермамут», быть может, замысел или заголовок нового рассказа. Так же коротка фраза, написанная в Кисловодске: «Дама с мопсом». Исследователи полагают, что это первая мысль рассказа о большой любви, вспыхнувшей на курорте, мысль, воплощенная затем в его знаменитой «Даме с собачкой».

Курортная жизнь не очень привлекала писателя, он привык постоянно работать. Пребывание писателя в Кисловодске было недолгим. Позвали неотложные дела в обратный путь, испортилась погода и по признанию самого путешественника «почел за благо удрать». 31 августа Чехов Кисловодск покинул с надеждой сюда еще не раз вернуться.

Возвращаясь с Кавказа, Антон Павлович обнаружит в своем чемодане гостиничные полотенца. Он очень обеспокоится этой находкой. Вероятно, слуги в гостинице по ошибке положили полотенца в багаж писателя. В Ростове Чехов попросит проводников поезда эти полотенца вернуть в гостиницу, сопроводив посылку запиской с извинениями. Просьба писателя была выполнена. Записка же, написанная Чеховым, была положена в деловые бумаги владетеля гостиницы. И только спустя почти семьдесят лет эта записка была случайно обнаружена! Она-то и послужила причиной исследования пребывания Антона Павловича Чехова в Кисловодске!
 Сегодня на здании бывшей гостиницы Зипалова есть мемориальная доска. Установлена она была в 1973 году. Это замечательное литературное имя вошло в биографию курортного города Кисловодска.

[ngg_images source=»galleries» container_ids=»126″ display_type=»photocrati-nextgen_basic_thumbnails» override_thumbnail_settings=»0″ thumbnail_width=»240″ thumbnail_height=»160″ thumbnail_crop=»1″ images_per_page=»20″ number_of_columns=»0″ ajax_pagination=»0″ show_all_in_lightbox=»0″ use_imagebrowser_effect=»0″ show_slideshow_link=»1″ slideshow_link_text=»[Показать слайдшоу]» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.