К. С. Станиславский в Кисловодске

Многие другие приезжие артисты любили собираться на кисловодской даче актера и мецената Л. Г. Тер – Акопова. Читали стихи, обсуждали детали ролей, веселились, отдыхали. Часто по утрам от дачи отъезжала вереница экипажей в окрестности Кисловодска. Каждое лето одну ночь проводили на Бермамыте. Станиславский любил эту поездку. Ездил в Долину очарования, прежде называемую Чугуевой балкой. В некоторые сезоны Константин Сергеевич встречался в Кисловодске с С. В. Рахманиновым и Ф. И. Шаляпиным. За Шаляпиным Станиславский постоянно наблюдал, изучал каждое движение. Здесь Станиславский впервые слушал новые романсы С. В. Рахманинова в исполнении Н. П. Кошиц.

Рядом с дачей Ярошенко стоит большой дом – кардиологическая клиника им. Ленина. Прежде это был частный пансион Ганешина, в котором в 1910 году жил Станиславский с семьей. В этом году в Кисловодске жили дольше обычного: с июня по декабрь. В конце июня, как всегда, Станиславские из Ессентуков переехали в Кисловодск. Но это лето оказалось полным несчастий. Сначала заболел сын Игорь, потом свалился в брюшном тифу и сам Константин Сергеевич. За время болезни ослабел. Для ухода за ним приехал его большой друг, режиссер – педагог Л.А. Сулержицкий. Ему не разрешают писать, и он диктует деловые письма жене и тайком от нее нарушает врачебные запреты. За границу, как советовали врачи, для полного выздоровления ехать не тянуло – «поиздержался», «дорогонько болеть в Кисловодске». В письмах к друзьям вскользь упоминает, как ему тоскливо в осеннем Кисловодске, который стал «совсем глухой провинцией».Уехал отсюда только 5 декабря, удивленный, что «кругом все горы в серебре, а на деревьях почки».

Шли годы. Станиславский по – прежнему приезжал в Кисловодск. Отдыхал мало. «Устал, а не отдохнул. Единственная поддержка: воздух и горы… С блокнотом на коленях можно писать, сидя в горах, переходя с лавки на лавку».

В 1916 году Станиславский пишет Немировичу-Данченко, что полюбил Кисловодск и мечтает устроить в нем даже в зимние месяцы маленькую студию, чтобы «репетировать и разговаривать на воздухе об искусстве. Когда придет это время? Хоть бы дождаться…».

Память о Станиславском на Водах хранят его письма, газетные сообщения, воспоминания и, конечно же, «дорогие адреса» его курортных квартир.

[ngg_images source=»galleries» container_ids=»68″ exclusions=»354,755,756,757,758,759″ display_type=»photocrati-nextgen_basic_thumbnails» override_thumbnail_settings=»0″ thumbnail_width=»240″ thumbnail_height=»160″ thumbnail_crop=»1″ images_per_page=»20″ number_of_columns=»0″ ajax_pagination=»0″ show_all_in_lightbox=»0″ use_imagebrowser_effect=»0″ show_slideshow_link=»1″ slideshow_link_text=»[Показать слайдшоу]» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.